Решение Томского областного суда от 26.08.2013 <О признании недействующими пункта 23 раздела V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Томской области на 2013 год и на плановые 2014 и 2015 годы, утв. постановлением Администрации Томской области от 25.12.2012 N 526а , и пункта 25 раздела V в части установления в 2013 году среднего подушевого норматива финансирования в размере 13340,8 рублей>



ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 августа 2013 года

(извлечение)

Постановлением Администрации Томской области от 25 декабря 2012 г. № 526а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Томской области на 2013 год и на плановые 2014 и 2015 годы (далее - Программа).
Постановлением Администрации Томской области от 06 августа 2013 года № 338а в указанный нормативный правовой акт внесены изменения.
Раздел V Программы устанавливает нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования.
Пункт 23 названного раздела предусматривает нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, которые на 2013 год составляют:
на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования - 1769,1 рубля;
на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета и местных бюджетов (далее - соответствующие бюджеты) - 271 рубль, за счет средств обязательного медицинского страхования - 371,1 рубля;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 1068,8 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1185,1 рубля;
на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования - 478,8 рубля;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 452,2 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования (без учета применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) - 630 рублей;
на 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств обязательного медицинского страхования - 124550 рублей;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 1539,1 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 2659,4 рубля;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов - 1552,1 рубля.
Пункт 25 раздела V устанавливает средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), которые составляют:
в 2013 году - 13340,8 рубля, в 2014 году - 13255,5 рубля, в 2015 году - 13491,4 рубля, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование областной Программы ОМС за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2013 году - 9478,8 рубля, в 2014 году - 9447,9 рубля, в 2015 году - 9455,5 рубля.
Волков А.Г. обратился в суд с заявлением, в котором с учетом изменений просил признать недействующими с момента опубликования пункт 23 раздела V, которым установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи на 2013 год, а также пункт 25 раздела V в части установления в 2013 году среднего подушевого норматива финансирования, предусмотренного Программой (без учета расходов федерального бюджета), в размере 13340,8 рублей Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Томской области на 2013 год и на плановые 2014 и 2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Томской области от 25 декабря 2012 г. № 526а (в редакции постановления от 06 августа 2013 г. № 338а).
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что оспариваемые нормативы на 2013 год установлены без учета районного коэффициента, как это предусмотрено федеральным законодательством, что нарушает его права на получение бесплатной медицинской помощи в гарантированном федеральным законодательством объеме.
В судебном заседании Волков А.Г. требования поддержал.
Представители Администрации Томской области против удовлетворения заявленных требований возражали, полагали, что оспариваемые положения Программы соответствуют федеральному законодательству. Основным принципом формирования территориальной Программы являлась ее финансовая обеспеченность. Установленные федеральной Программой нормативы финансовых затрат и подушевые нормативы финансового обеспечения являются средними и могут быть скорректированы в областной Программе. При этом не установлено, что корректировка нормативов производится в сторону увеличения. Ссылались на отсутствие правового механизма, регулирующего порядок учета районного коэффициента при принятии территориальной программы.
Представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области считала заявленные требования необоснованными, ссылаясь на то, что утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, соответствующих единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования, и реализация базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Подтвердила, что при формировании территориальной программы ОМС, являющейся составной частью Программы государственных гарантий медицинской помощи, не применялся районный коэффициент, предусмотренный для Томской области.
Представитель Законодательной Думы Томской области в возражениях на заявление указал, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Администрацией Томской области в пределах предоставленных полномочий и соответствует предъявляемым законом требованиям.
Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, проверив оспариваемые нормативные положения на предмет соответствия федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Дашевской О.С., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, суд находит, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Система органов государственной власти области устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно (часть 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 9, части 1 статьи 72 Устава (Основного Закона) Томской области, принятого решением Томской областной Думы № 136 от 26 июля 1995 г., высшим исполнительным органом государственной власти области является Администрация Томской области. Губернатор Томской области является высшим должностным лицом Томской области (руководителем Администрации Томской области) - часть 1 статьи 76 Устава.
Статьей 80 Устава Томской области установлено, что правовыми актами Администрации Томской области являются постановления и распоряжения (часть 2). Нормативные правовые акты принимаются в форме постановлений и приказов (часть 4). Администрация области осуществляет полномочия в сфере здравоохранения (статья 81 Устава).
Из содержания статьи 34 Регламента работы Администрации Томской области, утвержденного постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области № 98 от 03 июня 2004 г., следует, что документы на бланках Администрации Томской области подписываются Губернатором Томской области, а в его отсутствие - одним из первых заместителей Губернатора Томской области.
Статьями 5 и 6 Закона Томской области № 19-ОЗ от 12 мая 2000 г. "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области" предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты Томской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после дня их официального опубликования. Официальным опубликованием закона Томской области, постановления Законодательной Думы Томской области, постановления Губернатора Томской области и постановления Администрации Томской области считается первая публикация их полного текста в "Собрании законодательства Томской области", иных официальных периодических изданиях органов государственной власти области либо иных периодических печатных изданиях, с которыми заключен государственный контракт (договор), предусматривающий официальное опубликование нормативных правовых актов.
Волковым А.Г. оспариваются положения Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Томской области на 2013 год и на плановые 2014 и 2015 годы.
Данная программа утверждена постановлением Администрации Томской области от 25 декабря 2012 г. № 526а (в редакции постановления Администрации Томской области от 06 августа 2013 г. № 338а).
Постановления подписаны и.о. Губернатора Томской области, на которого распоряжениями от 24 декабря 2012 г. № 347-р-к и от 02 августа 2013 г. № 134-р-к возложено исполнение обязанностей Губернатора Томской области.
Сама Программа устанавливает перечень видов, форм и условий оказания медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также определяет порядок, условия предоставления медицинской помощи, целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
Постановление № 526а от 25 декабря 2012 г. и утвержденная им Программа опубликованы в "Собрании законодательства Томской области", выпуск № 02/1 (91), февраль 2013 года. Постановление № 338а от 06 августа 2013 г. опубликовано в областной ежедневной газете "Красное знамя" № 111 (26828) 08 августа 2013 г.
Таким образом, оспариваемый Волковым А.Г. акт является нормативным правовым актом, опубликованным в установленном порядке, а потому может быть оспорен заявителем по правилам главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как указано выше, в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Частью 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи 22 октября 2012 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление № 1074 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Разделом VI федеральной Программы установлены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, способы оплаты медицинской помощи, порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи.
Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2013 год составляют:
на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования - 1435,6 рубля;
на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - соответствующие бюджеты) - 271 рубль, за счет средств обязательного медицинского страхования - 266,3 рубля;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 771,8 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 772,3 рубля;
на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования - 340,9 рубля;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 508,3 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования (без учета применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения)) - 570 рублей;
на 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств обязательного медицинского страхования - 106253,9 рубля;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 1657 рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1756,2 рубля;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов - 1537,1 рубля.
Средние подушевые нормативы финансирования устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из нормативов, предусмотренных разделом V Программы и настоящим разделом, с учетом соответствующих районных коэффициентов.
Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют:
в 2013 году - 9032,5 рубля, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2013 году - 5942,5 рубля.
Кроме того, тем же разделом VI федеральной Программы предусмотрено, что норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления органом государственной власти субъекта Российской Федерации дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования. Финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в указанных случаях осуществляется за счет платежей субъектов Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования, в размере разницы между нормативом финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования и нормативом финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования с учетом численности застрахованных лиц на территории субъекта Российской Федерации.
Из системного толкования положений раздела VI Федеральной программы следует, что органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются с учетом районного коэффициента как подушевые нормативы финансового обеспечения территориальной программы, так и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
Согласно данным Министерства финансов Российской Федерации в Томской области районный коэффициент на 2013 год, рассчитанный с учетом районного коэффициента и надбавок к заработной плате за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями, составляет 1,56.
Из пояснений представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области следует, что указанный коэффициент применялся при расчете субвенций областному фонду ОМС из Федерального фонда, что подтверждает обоснованность его использования для отношений по формированию и экономическому обоснованию территориальной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи.
Вопреки изложенным требованиям в пункте 25 раздела V областной Программы средние подушевые нормативы финансирования (без учета расходов федерального бюджета) установлены без учета данного районного коэффициента и составляют в 2013 году - 13340,8 рубля (с применением районного коэффициента норматив должен составить свыше 14 тысяч рублей).
Поскольку при формировании территориальной Программы обязательным является применение районного коэффициента при установлении подушевого норматива финансового обеспечения, в соответствующей корректировке нуждаются и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
Указанное обстоятельство также следует из разъяснений, содержащихся в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 11-9/10/2-5718 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Данные разъяснения приняты во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1074, в соответствии с которым Министерство здравоохранения Российской Федерации вправе давать разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
В пункте 5 названного разъяснения указано, что для определения стоимости единиц объема медицинской помощи по видам медицинской помощи, не входящим в территориальную программу обязательного медицинского страхования, необходимо провести коррекцию путем умножения величины соответствующих средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по условиям ее оказания за счет средств соответствующих бюджетов, установленных Программой, на величину районного коэффициента (рассчитанного с учетом районного коэффициента и надбавок к заработной плате за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями - в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях).
Для определения нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования необходимо провести коррекцию путем умножения величины соответствующих средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по условиям ее оказания за счет средств обязательного медицинского страхования, установленных Программой, на величину коэффициента дифференциации.
Вместе с тем судом установлено, что названные показатели стоимости объема медицинской помощи и подушевого норматива рассчитаны исходя из прогнозируемого объема финансирования областной Программы (13764,3 млн. руб.) без применения районного коэффициента.
Сравнение оспариваемых положений пунктов 23 и 25 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Томской области на 2013 год с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2013 год показывает, что нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевой норматив установлены ими с нарушением положений, содержащихся в разделе VI Федеральной программы, в меньшем размере, поскольку рассчитаны без применения районного коэффициента.
Кроме того, нормативы финансовых затрат за счет средств соответствующих бюджетов на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров (452,2 рубля) и на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях (1539,1 рубля), установленные областной Программой, являются заниженными по сравнению с предусмотренными федеральной Программой даже без применения районного коэффициента (508,3 рубля и 1657 рублей соответственно).
При этом федеральным законодательством органам государственной власти субъектов Российской Федерации право установления нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также подушевых нормативов финансирования ниже, чем это предусмотрено федеральной Программой, не предоставлено.
Данные положения областной Программы нарушают права заявителя, поскольку снижают уровень государственных гарантий бесплатной медицинской помощи по сравнению с Федеральной программой.
Предоставленное Конституцией Российской Федерации и федеральными законами субъекту Российской Федерации право осуществлять собственное правовое регулирование предусматривает и обязанность субъекта Российской Федерации соблюдать конституционные принципы соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральному законодательству, в связи с чем возражения представителей заинтересованных лиц по делу суд находит несостоятельными.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что действующее федеральное законодательство не содержит прямого указания на то, что устанавливаемые в территориальных программах показатели стоимости объема медицинской помощи, а также подушевые нормативы финансирования должны рассчитываться с учетом районного коэффициента, и о том, что стоимость объема медицинской помощи и подушевой норматив финансирования устанавливаются в областной Программе исходя из объемов финансового обеспечения, подлежат отклонению как необоснованные, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и противоречат положениям п. 1 ст. 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Также суд не может принять во внимание доводы представителей Администрации Томской области о том, что оспариваемые нормативы разработаны с учетом разъяснений Минздрава России от 20 декабря 2012 г. по Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, из которых следует, что в случае невозможности установления территориальных нормативов, соответствующих установленным Программой государственных гарантий, возможно установление территориальных нормативов в соответствии со спецификой региона, учитывая положение статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ об установлении средних нормативов.
Вместе с тем каких-либо экономических расчетов, обосновывающих установление в территориальной Программе размеров подушевого норматива финансового обеспечения, а также нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи с учетом специфики Томской области, представителями заинтересованных лиц не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку оспариваемые заявителем положения областной Программы применялись и на их основании реализовывались права граждан, суд, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", признает их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, а не с момента опубликования постановления Администрации Томской области, как просил заявитель.
Требование Волкова А.Г. о возмещении судебных расходов суд находит подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы (часть 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2007 г. № 48 (пункт 29) разъяснил, что в связи с тем, что главами 23 и 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что заявитель при обращении в суд оплатил государственную пошлину в размере 200 рублей, что подтверждается квитанцией.
Поскольку судом признан недействующим в части нормативный правовой акт, принятый Администрацией Томской области, с последней подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, понесенные заявителем при обращении в суд.
Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление Волкова А.Г. удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 23 раздела V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на территории Томской области на 2013 год и на плановые 2014 и 2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Томской области от 25 декабря 2012 года № 526а (в редакции постановления от 06 августа 2013 года № 338а), и пункт 25 раздела V указанной Программы в части установления в 2013 году среднего подушевого норматива финансирования, предусмотренного Программой (без учета расходов федерального бюджета), в размере 13340,8 рублей.
Взыскать с Администрации Томской области в пользу Волкова А.Г. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Томский областной суд.


------------------------------------------------------------------